Перейти к содержанию

Поминки


varkki

Рекомендуемые сообщения

Правила общегражданского этикета поминок

Участники поминок должны придерживаться норм и правил траурного этикета, которыми не разрешается: шуметь, громко разговаривать, смеяться, размахивать руками, расталкивать присутствующих, ссориться и спорить, оскорблять чувства участников похорон и память умершего. Кроме того следует знать, что на поминки без приглашения являться не следует.

За столом оставляют не занятым место, где при жизни обычно сидел покойный. На стол ставят один пустой прибор, нож и вилку следует оставлять не рядом с тарелкой, а класть на нее. Место с правой стороны от места покойного занимает хозяин или хозяйка поминального стола.

Рядом с незанятым местом покойного ставят портрет в траурной рамке со свечой перед портретом. Обычно пустой прибор ставят перед портретом. Перед обедом в стакан прибора наливают спиртное и покрывают его куском хлеба в знак того, что душа усопшего пребывает тут же, при поминании. Этот обычай не обязателен и приветствуется не всеми.

Поминальный обед начинается с подачи первого блюда: щей, супа и т. д. Но это принято не везде, так же как и употребление спиртных напитков.

При соблюдении православных традиций обязательны на поминках кутья и блины, которые являются обрядовыми блюдами, связанными с представлением о потустороннем мире, солнце и свете. Первый блин обычно кладут на окно — для покойного.

Следует быть особенно предупредительными и почтительными к семье покойного, его близким, священнослужителям, пожилым людям, лицам, проводящим траурную церемонию поминальной трапезы.

В речах, выступлениях и беседах следует придерживаться принципа «о покойном либо хорошее, либо ничего». Считается, что усопший слышит все, что о нем говорят, и негативные речи больно ранят его в потустороннем мире.

В качестве общепринятого траурной вида одежды для мужчин следует считать строгий костюм парадного покроя темных тонов или черного цвета с белой или светлой сорочкой с галстуком, сочетающимся с костюмом по цвету и фактуре. Рисунок на галстуке допускаете малозаметный. Применение ярких цветов не рекомендуется. Носки не должны быть светлее костюма, а обувь светлей носков. Головной убор отсутствует или не надевается, за исключением случаев, когда национальные или религиозные требования гласят иное. Прическа аккуратная, сдержанная. Лицо чисто выбрито, борода и усы аккуратно подстрижены.

В летнее время при жаркой погоде мужчинам разрешается быть в рубашке с галстуком без пиджака или соответствующего ему элемента костюма. В холодное время года поверх траурного костюма надевается плащ или пальто неярких, желательно темных тонов и головной убор, который снимается при входе в здание, а также при церемониях прощания и захоронения.

Для военнослужащих предусматривается ношение парадно-выходной формы одежды или в соответствии с уставом гарнизонной и караульной службы. При участии в гражданских похоронах форма парадная, в брюках и ботинках. В летнее время допускается ношение белой рубашки с парадными погонами. Использование повседневной формы не рекомендуется, а камуфляжной не допускается (за исключением случаев проведения погребения в боевых и чрезвычайных условиях).

Наряд для женщин предполагает ношение темного однотонного закрытого платья или костюма с длиной юбки не выше середины колена. Желательно наличие головного убора, который допускается снимать лишь в доме. В качестве убора могут использоваться шляпы темных тонов, в том числе с вуалью, платки, шарфы. Не рекомендуются в качестве головных уборов береты и шляпы ярких или светлых тонов. Обувь не должна быть светлее тона или цвета платья. Допускается в качестве аксессуаров использовать перчатки, цвет которых не должен быть светлее цвета платья. Украшения не используются, за исключением обручальных колец и украшений из черного агата. Прическа должна быть сдержанной, макияж дневным, минимальным и неярким. Не допускается в женском траурном туалете обнажение рук и ног, исключая кисти рук.

Поминальная трапеза

Поминовение может осуществляться в формах семейной беседы, митинга, круглого стола или конференции, но чаще всего применяется форма поминальной трапезы, восходящая к ее древней форме – тризне.

Основу гражданского поминовения составляют воспоминания об усопшем родных, а также тех кто знал его/ее лично и тех, кто мог оценить его жизненный, в том числе трудовой, вклад и его значимость для живущих. Они могут произноситься как траурные речи и как траурные тосты (в ходе поминальной трапезы).

Гражданское поминовение усопших может проводиться в день похорон, в другие традиционные дни поминовения или в специально назначаемый день. Поминовение в день похорон следует рассматривать как реальную обрядовую церемонию, а в другие дни как традиционную, усиливающую эффект ранее проведённой реальной церемонии. Поминовение следует проводить так, чтобы выразить сочувствие понесшим утрату.

Поминальную трапезу в день похорон нужно рассматривать как «трапезу сочувствия», поэтому она не должна быть длинной и утомительной для родных и близких. Ее основной этический принцип – сопереживание утраты, душевная помощь родным и близким покойного.

В зале, где собираются участники или перед входом в столовую, на небольшом столике выставляется план рассаживания, с которым могут ознакомиться приглашенные на поминальный прием. Они находят свои места за столом, уточняют фамилии соседей справа и слева, с которыми, если позволяет обстановка и время, предварительно знакомятся, поскольку за столом это делать не так удобно.

Места за столом делятся на более почетные и менее почетные. Самое почетное место на поминальном приеме — справа от незанятого места (бывшего места покойного). Далее идут места слева от хозяйки или хозяина. По мере удаления от хозяйки или хозяина места становятся менее почетными. Главное правило рассаживания: на самых почетных местах сидят самые почетные гости. При рассаживании за столом также существует ряд правил.

Справа и слева от хозяйки сажают мужчин, хозяина окружают дамы. Затем места чередуются. Рядом с женщинами сажают мужчин, и наоборот. Женщину не сажают с женщиной и на торцы стола, если там не сидит мужчина. Мужа никогда не сажают рядом с женой. Два иностранца из одной страны также не сидят вместе. В том случае, когда обед дает одинокая женщина, она сажает почетную участницу поминальной трапезы, если такая имеется, на противоположный от себя конец стола. Если в качестве хозяина выступает муж, он занимает место слева от почетной участницы.

Перед началом трапезы один из родных (как правило, старший) приглашает пришедших к столу.

Родственник (открывает двери, если они были закрыты): «Прошу вас за поминальный стол. Разделите с нами наше горе.»

Пришедшие рассаживаются за столом, оставляя незанятым место покойного. Могут возжигаться свечи и лампады.

Родственник: «Сегодня мы проводили в последний путь нашего близкого человека (называет его так как было обычно принято в семье). Пусть будет пухом ему/ей земля, а память вечной» (Кланяется портрету или свободному месту покойного, все пьют не чокаясь).

Родственник: «Я прошу быть главой этого стола (старшим за этим столом) (называет имя наиболее уважаемого и ответственного лица)».

Глава стола (встает, кланяется родственнику, садящемуся на место): «Спасибо за оказанную честь. Мы скорбим вместе с вами, примите наше искреннее соболезнование и сочувствие». Кланяется портрету покойного или его месту. Произносит свой тост, завершая его словами: «Пусть земля будет (называет имя и отчество покойного/ой) пухом, а память вечной!»

Далее глава стола предоставляет слово по старшинству (возраста и общественного положения) всем желающим. Отказываться от слова недопустимо. Слово должно заканчиваться теми же словами что и слово главы стола. Завершая круг траурных высказываний слово берет вновь глава стола.

Глава стола: «Еще раз выражаем наше сочувствие семье усопшего, желаем всем членам семьи стойко пережить эту тяжелую утрату, сохранить здоровье и твердость духа на долгие времена (кланяется родственникам)».

Все встают и кланяются родным, выпивают за их здоровье, потом садятся.

Родственники (встают, речь держит старшая в семье дама, а если таковой нет, то старший из родных): «Велико горе наше. Спасибо вам за то, что были с нами в этот час, за ваши добрые слова, участие и сочувствие. Будьте здоровы». (Возможно приглашение на следующие поминовения).

Это означает окончание поминальной трапезы. После тоста говорящий выходит из-за стола и подходит к двери с другими родными. Все встают из-за стола и выходят из зала, кланяясь портрету или месту покойного, а, выходя, выражают соболезнование родным. Прощаться на поминках не принято.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

это всё ясно, всё понятно...

 

мне не нра этот ритуал, хлебанье щей и прочее...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

это всё ясно, всё понятно...

 

мне не нра этот ритуал, хлебанье щей и прочее...

А что нравится?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

это всё ясно, всё понятно...

 

мне не нра этот ритуал, хлебанье щей и прочее...

 

Правила этикета для этого и существут,чтобы учить человека хорошим манерам,а не дурным: хлебать ши,есть без ножа и разговаривать вилкой.rolleyes.gif

 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А водки выпить!!! :lol:

водку пейте на свабдях!!и днях рождниях!!

а поминать я думаю следует блинами, а не водярой!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

водку пейте на свабдях!!и днях рождниях!!

а поминать я думаю следует блинами, а не водярой!!

Лучше стресс немножко снять я считаю.Это даже будет полезно в тот момент.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ресничка, Ваша позиция вполне понятна.

И, кстати, очень согласуется с учением РПЦ, которая утверждает, что поминки в том акцепте, в котором они существуют сейчас, - якобы бесполезны для умершего. Для души покойного, утверждает РПЦ, самое главное, - непрестанные молитвы о нем ( плюс заказываемые в храмах сорокоусты и обедни ), а не борщ, блины и селедка.

И что вообще, если покойника поминать спиртным, то это только якобы отягощает его загробную участь....

Здесь, наверное, проявляется извечная борьба РПЦ с языческими отголосками ( чем, собственно говоря, и являются нынешние поминки - наследие издревле существовавшей у славян тризны ) погребального обряда.

Хотя в издаваемых РПЦ брошюрах о погребении признаётся, что "питие водки" на поминках ужЕ прочно вошло в менталитет, и это не искоренить, и призывается "хотя бы пить в меру".

Ну действительно, коллеги, согласитесь, - очень некрасивое зрелище, когда поминки начинают перерастать в банальную пьянку. Когда появляются анекдоты, "базары за жизнь", смех и даже песни.

Я считаю, нужно на поминках водки выдавать ровно на три стопки. Помянули, - и ушли. Хочешь "догнаться" - это ужЕ твоя личная проблема, заверни по дороге с поминок в рюмочную и "догоняйся" сколько хочешь.....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Ресничка, Ваша позиция вполне понятна.

И, кстати, очень согласуется с учением РПЦ, которая утверждает, что поминки в том акцепте, в котором они существуют сейчас, - якобы бесполезны для умершего. Для души покойного, утверждает РПЦ, самое главное, - непрестанные молитвы о нем ( плюс заказываемые в храмах сорокоусты и обедни ), а не борщ, блины и селедка.

И что вообще, если покойника поминать спиртным, то это только якобы отягощает его загробную участь....

Здесь, наверное, проявляется извечная борьба РПЦ с языческими отголосками ( чем, собственно говоря, и являются нынешние поминки - наследие издревле существовавшей у славян тризны ) погребального обряда.

Хотя в издаваемых РПЦ брошюрах о погребении признаётся, что "питие водки" на поминках ужЕ прочно вошло в менталитет, и это не искоренить, и призывается "хотя бы пить в меру".

Ну действительно, коллеги, согласитесь, - очень некрасивое зрелище, когда поминки начинают перерастать в банальную пьянку. Когда появляются анекдоты, "базары за жизнь", смех и даже песни.

Я считаю, нужно на поминках водки выдавать ровно на три стопки. Помянули, - и ушли. Хочешь "догнаться" - это ужЕ твоя личная проблема, заверни по дороге с поминок в рюмочную и "догоняйся" сколько хочешь.....

поповской болтовней наш менталитет не остановить.да и зачем так все аскетично должно быть,как попы говорят,на поминках хоть родственники в кои то веки собираюся,опять таки семейные ценности.

 

Ресничка, Ваша позиция вполне понятна.

И, кстати, очень согласуется с учением РПЦ, которая утверждает, что поминки в том акцепте, в котором они существуют сейчас, - якобы бесполезны для умершего. Для души покойного, утверждает РПЦ, самое главное, - непрестанные молитвы о нем ( плюс заказываемые в храмах сорокоусты и обедни ), а не борщ, блины и селедка.

И что вообще, если покойника поминать спиртным, то это только якобы отягощает его загробную участь....

Здесь, наверное, проявляется извечная борьба РПЦ с языческими отголосками ( чем, собственно говоря, и являются нынешние поминки - наследие издревле существовавшей у славян тризны ) погребального обряда.

Хотя в издаваемых РПЦ брошюрах о погребении признаётся, что "питие водки" на поминках ужЕ прочно вошло в менталитет, и это не искоренить, и призывается "хотя бы пить в меру".

Ну действительно, коллеги, согласитесь, - очень некрасивое зрелище, когда поминки начинают перерастать в банальную пьянку. Когда появляются анекдоты, "базары за жизнь", смех и даже песни.

Я считаю, нужно на поминках водки выдавать ровно на три стопки. Помянули, - и ушли. Хочешь "догнаться" - это ужЕ твоя личная проблема, заверни по дороге с поминок в рюмочную и "догоняйся" сколько хочешь.....

Церковную кутью уже никто не ест

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

поповской болтовней наш менталитет не остановить.да и зачем так все аскетично должно быть,как попы говорят,на поминках хоть родственники в кои то веки собираюся,опять таки семейные ценности.

 

 

Церковную кутью уже никто не ест

кутью не едят??

у нас едят..

брррр-р

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И у нас едят.

а мы в европе живем,и кутью не едим,больше всякие бутербродики,косим на запад,но хреново у нас тут получается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 8 лет спустя...

Обывателям этот праздник может показаться тем же Хеллоуином, но все не так просто. У дня Мертвых есть очень глубокий смысл. Все эти маски скелетов и маскарады - всего лишь внешняя мишура. Основная суть праздника очень правильная: пока мы помним наших усопших родных они будут жить. Поэтому в эти дни жители Мексики, Гватемалы, Никарагуа, Гондураса и Сальвадора различными способами вспоминают и выказывают свое уважение к родственникам, покинувшим этот свет...

В разных культурах мира также существуют праздники мертвых:

Япония:

В буддийских частях страны празднование мертвых отмечается более 500 лет. Семьи собираются вместе, чтобы прибраться и украсить могилы своих близких. В конце ритуала они выпускают фонари, которые должны вести духов мертвых к загробной жизни. По случаю праздника также исполняется специальный танец.

Китай, фестиваль "голодных призраков":

В Китае празднование «дня» памяти погибших длится месяц! В традиционных верованиях каждый седьмой месяц каждого года духи бродят по земле. Чтобы успокоить их, люди оставляют им еду и сжигают жертвенные дары.

Пчум Бен, Камбоджа

Это один из самых важных фестивалей кхмерской культуры. Люди посещают свои местные храмы, чтобы молиться и приносить жертвы мертвым.

Галунган, Бали

Это ночь, когда умершие посещают свои старые дома, чтобы повеселиться. Их ожидают хорошие развлечения и достойный прием, иначе они будут пугать жителей. Чтобы остановить призраков от мести, балийцы устраивают великие игры в честь мертвых.

Гай Джатра, Непал

Гай Джатра — это праздник коров и мертвецов. Парад животных по улицам Катманду вместе с детьми в костюмах скота. Марш должен помочь духам привести их в подземный мир.

Ари Муянг, Малайзия

Племя Мах Мери — меньшинство в Малайзии. Чтобы отпраздновать мертвых, они организуют день танца. Затем шаманы проводят церемонии благословения.

Чусок, Корея

Чусок — это трехдневный праздник урожая, а также фестиваль, во время которого корейцы чтят память своих предков. Каждый год около 30 миллионов человек в Корее посещают родные города своих предков, чтобы воздать им должное. Люди молятся, убирают могилы и предлагают еду и питье мертвым.

Питру Пакша, Индия

В этот день индийцы поминают своих предков вплоть до седьмого поколения. Они начинают с купания в святых прудах и реках, молятся и предлагают еду своим предкам, чтобы они пришли на совместный праздник этим вечером.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы публикуете как гость. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Ritual firum (c). Все права защищены Powered by Invision Community
Invision Community Support forums

×
×
  • Создать...