Перейти к содержанию
Авторизация  
Mussolini

ИЗ ИСТОРИИ ТРУПОПЕРЕВОЗКИ В МОСКВЕ

Рекомендуемые сообщения

ИЗ ИСТОРИИ ТРУПОПЕРЕВОЗКИ В МОСКВЕ

В 1981 году, когда я пришел работать на Станцию скорой помощи на должность санитара по перевозке трупов, системы вывоза всех умерших из квартир не было. Основанная масса покойников дожидалась похорон у себя дома. Более того, бальзамированием (в просторечии «заморозкой») официально занималась одна бригада в системе тогдашней ритуальной службы, стыдливо называвшейся «Спецтрест бытового обслуживания». Бригадиром ее был некто Афонин – по слухам, человек несказанно богатый. В бригаде все имели по несколько ходок – люди были серьезные…

Неофициально же промышляли бальзамированием все, кому не лень. В первую очередь это были санитары моргов или врачи (патологоанатомы или судмедэксперты), но встречались и другие участники – студенты мелдвузов, ветеринары, мясники и просто полукриминальные элементы. В то время славился один шарлатан, занимавшийся тем, что разрезав покойнику живот, засыпал туда несколько пачек крупной соли, после чего зашивал живот, брал деньги и уезжал. Поговаривали, что афонинские ребята в конечном итоге его вычислили и ликвидировали, чтобы не позорил профессию.

Вывозу же из квартир подлежали трупы криминальные (повешенные, утопленные, зарезанные и застреленные т.д.), с гнилостными изменениями или мумифицированные, идущие на патологоанатомическое вскрытие (это было редко), трупы лиц допенсионного возраста, умерших скоропостижно и всех детей (эти шли на судебное вскрытие, кроме детей, страдавших неизлечимыми заболеваниями – их тоже направляли в патанатомию) и направленные на сохранение по соцпоказаниям (однокомнатная квартира или комната в коммуналке с маленькими детьми; одинокие и т.д.) и по каким-то особым обстоятельствам (например, умершие в гостях и т.п.).

Трупы лиц, умерших и погибших на улицах, вывозила «скорая помощь». До 1980 г в Москве в составе службы трупоперевозки имелась экстренная бригада (в народе – «кровяная»), выезжавшая на ДТП с летальным исходом и доставлявшая свежий труп в НИИ СП им. Н.В. Склифосовского на заготовку трупной крови, что практиковалось в Институте со времен С.С. Юдина. После закрытия этой бригады, доставка таких трупов также полностью легла на скорую помощь, а потом и система эта отошла в прошлое.

Криминальные же трупы, с которыми проводились оперативно-розыскные мероприятия, а также гнилостно измененные и мумифицированные и с улиц, и с общественных мест, и из квартир, вывозила милицейская трупоперевозка, базировашаяся в ГУВД Моквы на ул. Петровка, д.38. Их бригада состояла из трех человек – милиционер-водитель и два труповоза (тоже милиционера), а транспорт – УАЗ-«буханка» с синим проблесковым маячком и красным крестом. Номера машин были с45-11 по 45-14 МКМ. Сотрудники отличались крайним отсутствием любой брезгливости, могли голыми руками разгрузить гнилой или обожженный труп, после чего выпить и закусить соленым огурцом, вынутым из банки этими же руками.



Служба трупоперевозки Московской ССиНМП в это время подчинялась т.н. инфекционному филиалу Станции, возглавлявшемуся Н.Н. Пироцким (в начале 90х он некоторое время был главным врачом Станции), и базировалась на 4 инфекционной подстанции в 57 больнице в Измайлово. Работала служба только дневное время (официальный график 9/23, но после 21:00 уже не выезжали). Имелось пять машин – два рафика, два УАЗика и одна санитарная Волга с графиком 9/20, кроме субботы и воскресенья. Волга была самая обыкновенная, а в РАФах было полностью снято оборудование салона, полы обиты оцинкованным железом, а в передней части салона была отгорожена деревянной перегородкой и там были закреплены автомобильные сиденья. В УАЗах салон был также очищен, пол тоже покрыт железом, но там ничего не отгораживали, а просто сохраняли сиденье-откидушку. Носилки на всех бригадах использовались обычные скоропомощные, однако задние колеса были сняты, оставалась только скоба, на которую они крепились (чтобы носилки не ездили по полу), а на подголовнике верхняя часть кожзаменителя была срезана – торчала железная скоба. Труп укладывался ногами вперед и пятками упирался в эту скобу. В машине (кроме Волги) носилок было двое, но вповалку в РАФ влезало максимально 21 труп, а в УАЗ – 19.

Бригада состояла из двух человек – санитара и водителя-санитара, получавшего, в отличие от всех остальных водителей скорой помощи, еще полставки санитара. Ставка составляла 92 рубля, однако работали там не за зарплату. Обычно, при вывозе «домашних», бригада получала от родных и близких от пяти до десяти-пятнадцати рублей. Кроме того, если люди договаривались о нелегальном хранении тела в морге (а легально этого добиться было, как я писал выше, очень сложно), то бригада, доставлявшая (тоже нелегально) труп в морг получала уже от 10 до 25 рублей, в зависимости от наличия или отсутствия лифта в доме, массы тела покойника, дальности расстояния, степени разложения и т.д. Самым же высокооплачиваемым действием была доставка тела в цинковом гробу в аэропорт или на вокзал – там суммы могли достигать и 100 – 150 рублей.

Официально же бригады трупоперевозки доставляли трупы из медучреждений, не имевших моргов, в прикрепленные морги, как судебные (тогда из всех больниц Москвы судебные трупы возили в Склиф, а в некоторых больницах в Моргах работали прикрепленные судмедэксперты), так и патологоанатомические. Кроме больниц, трупы вывозились из домов престарелых, домов инвалидов, детских домок и домов ребенка (но не школ-интернатов!), роддомов (и женщин, и младенцев – как умерших, так и мертворожденных, но не «абортный материал», который либо утилизировался, либо отправлялся на переработку) и ампутированные конечности. Из квартир вывозились трупы на патологоанатомическое вскрытие и на сохранение.

Обычная скорая также принимала участие в нелегальном вывозе трупов. Для этого покойник, мирно умерший дома, оформлялся как труп на лестничной площадке (для этого в долю надо было взять милиционера) или «смерть в машине» (это было хуже, потому что за это сильно ругали) или выполнялся просто «левый» вызов.

Году в 1983 или 84 на оснащение трупоперевозки поступили автомашины TAMRO-RAF, оснащенных четырьмя носилками-корытами, холодильником и лебедкой. На проспектах финмы TAMRO машины голубые с белой полосой, но в Москву они поступали лимонно-желтые, с широкой красной полосой и с яркими желто-оранжевыми маяками. В конце 80х – начале 90 гг их сменили сначала РАФы с «будкой» для трупов сзади, затем различные модификации ГАЗелей, сейчас есть и Мерседесы-труповозки. Долгое время машины имели цветографическую схему «скорой помощи» и синие проблесковые маячки, но где-то в начале, ЕМНИП, 2000х гг автокомбинат «Мсавтосантранс» решил сэкономить на техосмотрах и перевел эти машины из АСМП в разряд санитарного транспорта, поэтому сейчас это белые автомобили с красным крестом.

Санитарская трупоперевозка сохранялась на ССиНМП до 1994 г, когда Лужков обязал вывзить в морги всех умерших в Москве. Тогда на Станции был создан отдел учета смертей и транспортировки умерших и погибших граждан, на бригадах которого работали уже фельдшер и водитель-санитар. Во многие годы бригады не только вывозили трупы, но и констатировали смерть. На каждой бригаде имелся медицинский ящик и минимум медоборудования, позволявшие оказать доврачебную помощь Пара старых санитаров доработала-таки до пенсионного возраста, но потом санитаров в этой службе не осталось. Сотрудники получали очень высокую зарплату (350% от обычной ставки), что позволило практически изжить вымогательство и мародерство в службе. Картину немного портили бригады трупоперевозки «Ритуал» (т.н. «99 подстанция»), где на старых ГАЗелях работали санитары-грузчики без медобразования за маленькую зарплату. Там и вымогательство, и даже мародерство по мелочи, было весьма распространено.

Около двух лет назад службу трупоперевозки передали в Бюро СМЭ г. Москвы. Бригады
частично базируются на подстанциях ССиНМП им. А.С Пучкова, регистрацию констатации смерти также производит Станция. Обычные бригады СМП трупы в Москве не возят много лет (у них их просто не примет морг), в любом случае для транспортировки приезжает бригада трупоперевозки. Эти же бригады возят все, что касается трупов (включая эксгумированные трупы), за исключением доставки в места захоронения или кремации. Перевозка трупов в Москве официально бесплатна.

Существуют также коммерческие трупоперевозки у некоторых ритуальных фирм (обычно дополнительная оплата не требуется – все входит в общую сумму) и внутрибольничные и ведомственные трупоперевозки (например, в МЦ УД Президента, различных военных и военизированных ведомствах, ФМБА и т.д.)

 

Ссылка на источник ИЗ ИСТОРИИ ТРУПОПЕРЕВОЗКИ В МОСКВЕ: father_kot — ЖЖ (livejournal.com)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Только вот TAMRO-RAF для перевозки покойников в Москве были всё таки синие с белой полосой. Прекрасно их помню снующих по московским дорогам 80 х.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

×